Великий
Четверток, 2012г.
Во имя Отца
и Сына и
Святого Духа!
Господь
повелел нам
молиться: «Хлеб наш
насущный
даждь нам
днесь».
«Насущный»
значит очень
важный и
нужный к нашему
существованию,
так как это
главная пища
в питании
человека для
поддержания
его земной
жизни.
Но «Хлеб
насущный»
можно и
должно
понимать в
более
широком
значении:
Господь
называет Себя
Хлебом
Небесным,
дающим жизнь
вечную, Он
является
хлебом ещё
более насущным,
так как дает
вечное
существование
– «Хлеб Божий
есть Тот,
который
сходит с
небес и даёт
жизнь миру».
Этого
Небесного
Хлеба мы
причащаемся
через веру и
молитву: «Приходящий
ко Мне не
будет алкать,
и верующий в
Меня не будет
жаждать
никогда». Но
наиболее
полное
приобщение
Небесного Хлеба
мы получаем в
таинстве
Евхаристии,
т. е. Благодарения,
так как в
данном
случае приобщается
Христу не
только душа,
но и тело, ведь
тело тоже
должно
приобщиться
вечности по
слову
Господню: «Ядущий Мою
Плоть и
пиющий Мою
Кровь имеет жизнь
вечную, и Я
воскрешу его
в последний
день». Ин. 6,54.
Когда Господь
говорил эти
слова, многим
людям и даже
некоторым
Его ученикам
они
показались жестокими
и
безсмысленными,
и они ушли от
Него.
На Тайной
Вечери перед
Своими
страданиями
Господь
учредил
Таинство
Евхаристии, в
котором хлеб
и вино
претворяются
в Тело и
Кровь
Господню: « Приимите,
ядите: сие
есть Тело
Мое... пейте от нея
все, ибо сие
есть Кровь
Моя новаго
завета», Мф.26, 26-28.
В
таинстве
спасения не
может быть
ничего формального:
где
благодать,
там свобода,
согласно
апостолу
Павлу, а где
свобода, там
требуется
человеческая
активность,
идущая
навстречу
спасающему
Богу. Таинство
спасения –
это встреча
человека с
Богом: Бог
спасает, а
человек
спасается.
Христос умер
за всех и
искупил всех,
но это только
одна сторона
–
объективная.
В таинстве
Евхаристии
существенно
воспроизводится
акт
искупительного
крестного
страдания
Христова: «Сие
творите в Мое
воспоминание»,
Лк. 22,19, говорит
Господь. В
воспоминание
чего, тайной
вечери? Нет. В
воспоминание
крестных
страданий
Христовых. И
участвующий
в этом
таинстве чрез
причащение в
наибольшей
мере приобщается
искуплению,
которое
совершил
Господь, уже
в приложении
к себе, лично,
субъективно.
Мы каждый
день едим
хлеб и пьём
воду, и эта пища
незаметно
для нас
превращается
в наше тело и
кровь, и это
никого не
удивляет, потому
что это
биологический
закон.
Но и дух
тоже имеет
свои законы.
Таинство не
терпит
изследования,
потому что
действие духа
не поддаётся
рационализации,
– это область
веры.
Но многие
этого не
понимают и
пытаются
рационализировать
моменты
таинства, и
как
поледствие
этого, в
данном
случае,
сводят таинство
только к
воспоминанию
о тайной вечери.
Этого
придерживаются
все протистантские
деноминации.
Но мы,
православные,
придерживаемся
Евангельского
значения:
через причащение
мы
таинственно
соединяемся
со Христом, и
такое
единение
дарует нам
жизнь вечную,
как об этом
говорится в
6-й главе
Евангелия от
Иоанна. Так
нам передали
святые апостолы,
и так хранит
спокон веков
наша Церковь.
Аминь.