Неделя
12-я по Пятидесятнице.
2011г. Мт.19:16-26, зач.79
Во
имя Отца и
Сына и
Святаго Духа.
В
Евангелии
повествуется
следующий
случай -
однажды ко
Господу подошел
богатый
юноша и
спросил: «Что
сделать мне
доброго,
чтобы иметь жизнь
вечную?», и
услышал
ответ№: «Сотвори
заповеди», иначе
говоря, Господь
повелел ему
творить
добрые дела.
Относительно
значения
добрых дел
для спасения
в Западном
богословии
существуют два
течения. Одни
предают
добрым делам
большое
значение, как
бы значение
зачетов, которых
можно
набрать
больше чем
нужно для спасения.
На таком
понимании
возникла
идея индульгенций
в средние
века. Другое
течение выдвигает
на первый
план веру, а
значение добрых
дел
отвергается,
как идея
зарабатывания
спасения или
во всяком
случае
дается им незначительная
роль в деле
спасения.
Оба
эти течения
решают
вопрос
слишком формально,
не учитывая
главного
момента и в
том и в
другом – это
идею
самоотвержения.
Само
противоположение
веры и добрых
дел – ложно.
Вера и добрые
дела по
существу
одно и тоже, поэтому
апостол
Иаков и
говорит: «Вера
без дел
мертва есть».
Случай
с богатым
юношей
показывает,
что является
главным в
доброделании.
Юноша сказал,
что исполнил
все заповеди,
но все же
чувствовал,
что чего-то
ему не
хватает. И Господь
указал, чего
ему не
хватает: «Все,
что имеешь,
продай и
раздай
нищим... и приходи,
следуй за
Мною». Ему
не хватало в
доброделании
–
самоотвержения.
А может ли
быть
праведность
без
самоотвержения?
Конечно,
нет.
Праведность
богатого
юноши оказалась
пустоцветом. А
пустоцвет,
как известно,
не приносит
плода.
До
какой меры
должно
простираться
самоотвержение?
Для этого
меры нет.
Идеал
самоотвержения
нам дает
апостол
Павел, говоря:
«Уже не я живу,
но живет во
мне Христос».
Самоотвержение
– это та
основа, на
которой
зиждится
спасающая
вера, а
добрые дела –
это ступени
самоотвержения.
Итак,
будем
исполнять
заповеди Христовы,
но не
формально, а благодатно,
чтобы наша
вера была не
в осуждение,
а во
спасение.
Аминь.