Неделя
Мытаря и
Фарисея 2013, Лк.
Зач.89
Во Имя
Отца и Сына и
Святого Духа.
В
сегодняшнее
воскресение
начинаются,
так
называемые
приготовительные
недели, предшествующие
Великому
Посту.
Великий
Пост был
установлен в
память 40-ка дневного
поста
Спасителя. Пост
выражается
покаянии,
молитве и
доброделании.
Через
покаяние мы
должны
очиститься
от наших
грехов
насколько
это возможно,
а молитва и
доброделание
привлекают
на нас благодать
Святого Духа,
которая
освящает нас.
Святая
Церковь от
лица
верующих
взывает:
«Покаяния
отверзи ми
двери,
Жизнодавче».
Так как мы
склонны к
лени и
пассивности,
то напоминает
нам, чтобы мы
молились о помощи
от Бога. Когда
человек
долгое время
не
исповедовался,
то ему нужна
помощь Божия,
чтобы он
пришел в
сознание, что
нужно
покаяться.
Каковы
должны быть у
нас покаяние
и молитва,
Святая
Церковь
предлагает
нам притчу о
Мытаре и
фарисее. Оба
пришли в
Церковь
помолиться.
Фарисей уже
по положению
«праведник», а
мытарь по положению
грешник, так
как при
собирании
налога
мытари
допускали злоупотребления,
тем более,
что собирали
налог на
Римскую,
языческую
власть, что с
точки зрения
евреев было
грехом.
Фарисей
молясь
говорил: «Боже, хвалу
Тебе воздаю,
яко несмь,
якоже прочие
человецы:
хищницы,
неправедницы,
прелюбодее,
или якоже сей
Мытарь. Пощуся
два раза в
неделю, даю
десятину от
того, что
притяжу», то
есть – от
дохода.
Что
касается
поста два
раза в
неделю, такого
поста в
Ветхозаветной
Церви не
было, это уже
было от
усердия
фарисея. А в
Православной
Церкви есть
постные дни –
среда и
пятница, к
сожалению
некоторые не
соблюдают
этого поста.
Мытарь,
не дерзая
возвести
своих очей к
небу и бия
себя в грудь,
молился: «Боже,
милостив
буди мне
грешнику». И
заключил
Господь
притчу: «Глаголю
вам, яко
сниде сей (т.е.
мытарь)
оправдан в
дом свой паче
онаго».
Господь
осудил
неправильный
подход фарисея
к
добродетели.
В
богослужебном
тексте так
читается:
«фарисеевы
добродетели
потщимся
подражати, и
поревнуем
мытареву
смирению (п.5-я)»
На
примере этой
притчи
Господь
осудил наружную
праведность,
так как она
лицемерна.
Господь
часто
обличал
фарисеев за
их кажущуюся
праведность,
которая не
соответствовала
внутреннему
содержанию, и
называл их
гробами
повапленными
(окрашенными),
которые
снаружи
кажутся
красивыми, а
внутри
наполненными
костями
мёртвых.
Лицемерие
– одно из
видов раздвоения
душевного,
разобщения
душевных сил,
в результате
грехопадения.
Даже
апостол
Павел
жаловался: «не еже
бо хощу, сие
творю: но еже
ненавижду, то
соделоваю»,
Рим. 7, 15. Если
апостол
Павел
жаловался, то
что можно
сказать о
нас.
Фарисейское
лицемерие –
есть
примирение с двойственностью.
Удовлетворение
тем, что мы
прикрываем
нашу
греховность
наружной праведностью
должно
считаться не
достаточно.
Не только
внешнее, но и
внутреннее
должно у нас
быть в
согласии. Как
учит Господь:
«если
постишся, не
показывай,
делая
скучное лицо.
Даешь
милостыню –
не труби».
Благочестие
начинается с
покаяния со
смирением. В
этом будем
подражать
мытарю. Смирение
– есть
основание
всякой
добродетели.
В чем да
поможет нам
Господь. Аминь.