Слово
в день памяти
святителя
Николая (6/19 декабря)
2011г.
У
Бога между
словом и
действительностью
нет
разделения.
Каждое слово
Господне
действенно,
т. е. обладает
реальностью.
Он сказал: «Да будет
свет», и свет
произошёл.
Также и в
Новом Завете:
«Отпущаются
тебе грехи
твои», и
разслабленный
тотчас
получил
исцеление.
Таким же
образом и
всякое
действие, т.е.
всё, что Бог
сотворил или
творит с
человеком ради
его спасения,
для нас
назидательно
и поучительно.
У
людей же не
так, между
словом и
действием у
них постоянное
расхождение.
Люди одно
говорят, а
другое у них
получается,
даже часто
противное
тому, о чём
говорят или
чему учат. Священное
Писание
хвалит тех
людей,
которые сначала
сами
сотворили, а
потом уже
учат других,
как нужно
делать: «Иже
сотворит и
научит, сей
велий
наречется в
Царствии
Небесном» Мт.
5,19. Кто из людей
сначала сам
выполнил в
наибольшей
мере
заповеди
божии, у того
слово приобретает
действенность,
подобно
слову Божию,
ибо оно
становиться
облагодатствованным
Духом Божиим,
– это бывает у
святых, и
таковых мы
называем
чудотворцами.
Этого
названия
удостоился и
Святитель
Николай. Он
действительно
сотворил и
научил, а потому
стал великим
в Царствии
Небесном.
Его
величие
проявлялось
прежде всего
в его
пастырской
заботе о
людях. Он был
отцом сирот,
питателем
бедных и вдов
и
заступником
обиженных.
Его забота о
пастве
простиралась
до того, что
он готов был «положить
душу свою о
людех своих»,
как поётся в
кондаке: «и спас
неповинныя
от смерти». Его
пастырская
любовь не
только была
сильна при
жизни, но и по
смерти он
также готов
на помощь
всем призывающим
его – об этом
свидетельствуют
его
безчисленные
чудеса, и он
действительно
является
великим
заступником
о нас пред Богом.
Он
сотворил и
научил, и
ныне своим
житием
научает нас.
В тропаре поётся:
«Правило
веры и образ
кротости,
воздержания
учителя» – в
этих трёх
выражениях
сказано всё:
какие отношения
должны быть к
Богу, к людям
и к самому
себе.
Он
показал нам
правило веры,
то есть
каковы
должны быть у
нас
отношения к
Богу. Во
время гонений
при
Диоклитиане
св. Николай
был схвачен и
сидел в
темнице до
воцарения
Константина Великого,
таким
образом
засвидетельствовал
свою веру
исповедничеством.
Возвратившись
снова к своей
пастве, он
ещё с большей
ревностью
заботился об
её
просвещении.
Он разорил
все капища,
находящиеся
в городе
Миры, принося
его Богу
очищенным от
языческой
скверны, как
благоуханное
миро. А когда
вспыхнула
арианская
ересь, он
присутствовал
на 1-м
Вселенском
Соборе и
вместе в
другими
славными
святителями
ревносно защищал
истину православной
веры.
Святитель
Николай
показал нам
образ кротости:
каковы
должны быть у
нас
отношения к
ближним.
Когда он
возвращался
из Палестины,
куда он
путешествовал
для
поклонения
святым местам,
то
корабельщики
обманули его:
обещав
отвезти его в
Ликию, они
поплыли в
другую
сторону.
Заметив это,
святой
Николай
умолял их
повернуть
корабль в
Ликию, но они
не
послушались
его. По воле Божией
поднялась
буря на море
и пригнала корабль
в Ликийскую
страну. Св.
Николай
нисколько не
разгневался
на
корабельщиков,
но с миром
отпустил их.
Святитель
Николай
показал нам
также образ воздержания:
каково
должно быть у
нас
отношение к
себе. Пост,
молитва и во
всём
воздержание –
были украшением
всей его
жизни, следуя
наставлению
Апостола
Павла: «Подвизаяйся
воздержится
от всех».
Насколько он
был милостив
и
сострадателен
к ближним,
настолько же
был строг и
взыскателен
к себе.
Итак
св. Николай
учит нас, в
чём должно
проявляться
наше
благочестие:
по отношению
к Богу мы
должны
проявлять – верность,
по отношению
к ближнему –
кротость, по
отношению к
себе –
воздержание,
т. е. строгость.
У нас же к
сожалению,
часто бывает
наоборот. Мы
к себе
снисходительны,
а к ближним
проявляем
строгость.
Свои грехи
умаляем, а
чужие –
склонны
преувеличивать,
и от этого у
нас довольно
часто бывают
всякого рода
недоразумения.
Будем
же прибегать
с молитвой к
святому Николаю,
чтобы от
помог нам
научиться
этим добродетелям,
образ
которых он
нам показал,
чтобы и нам
быть
наследниками
Царствия Христова.
Аминь.