Неделя
31-я, пред просвещением,
15 янв. 2012 г.
Зачало
Евангелия,
т.е. начало проповедания
Господа
нашего Иисуса
Христа, Сына
Божия,
Евангелист
Марк
связывает с
проповедию Иоанна
Крестителя.
Эпоха
Ветхаго Завета,
т.е. время
пророчеств и
прообразов кончилось,
и
наступило время
исполнения
их. «Се
Аз посылаю
Ангела пред
лицем Твоим,
иже уготовит
путь Твой, пред
Тобою» (Мал.3,1).
Это
пророчество
Евангелист
относит к Иоанну
Крестителю.
Он действительно
заслуживает
названия
Ангела,
потому что
его жизнь была
подобна
ангельской.
Он жил в
пустыне,
носил одежду
из верблюжей
шерсти,
подпоясанную
ремнем.
Питался он тем,
что могла
дать пустыня
– акридами и
дикимъ мёдом.
Евангелист
Лука о раннем
возрасте Иоанна
Крестителя говорит:
«Отроча
же растяше и
крепляшеся и бе
в пустынях до
дня явления
своего ко Израилю».
Это
указывает на
то, что он жил
в пустыне с детского
возраста.
Каким образом
он мог там
оказаться? Предание
говорит:
когда Ирод повелел
избить всех
младенцев,
Елизавета,
спасая
своего сына, убежала
с ним в
пустыню. После
смерти
матери, ангел
Господень
заботился о нем.
Крогда
пришло время,
по повелению Господню,
он вышел на
пророведь, призывая
людей к
покаянию,
приходящих к
нему. Евангелие
так говорит о
нем: «Глас
вопиющаго в
пустне,
уготовайте
путь Господень,
правы творите
стези Его» (Исаия
40,3), Иоанн Креститель.
Должен был
приготовить
путь для
Господа. Это
приготовление
пути заключалось
в том, чтобы
соделать сердца
людския
способными к
приятию
проповеди
Господа Иисуса
Христа. Препятствия
к этому – грехи
людские.
Поэтому
приходящих к
нему он убеждал
покаяться и
очиститься
от грехов
через покаяние.
Проповедь Иоанна
Крестителя.
Привлекала
многих людей,
среди которых
были люди разнаго
звания – воины,
мытари, они
принимали крещения,
исповедуя
свои грехи.
Приходили к
нему также и
книжники,
фарисеи и
садукеи, но
не для крещения,
а скорее для
проверки, и Иоанн
Креститель встретил
их сурово: «Порождения
ехиднова, кто
сказал вам бежать
от будущаго
гнева,
сотворите
плоды,
дочтойныя
покаяния». И
спрашивали
его, кто он,
почему он крещает?
Мессия ли он, Илия
ли он или кто-либо
из пророков, но
он отвел эти
предположеня
и назвал себя
только «гласом
вопиющим в
пустыне,
посланным
подготовить приход
Того, который
креплий его и
которому он недостоин
развязать
ремень от
сапог его».
«Я
крещаю васъ
водою, Той же
крестит вас
Духом святым» (Мар.1,8).
Этим он
указал, что
его крещение –
крещение
покаяния во
оставление
грехов,
крещение же
установленное
Господом,
хотя тоже
водное, но в
нем будет
участие Духа святаго,
во имя Отца и
Сына и
Святаго Духа,
оно будетъ – новое
рождение во
спасение.
Призыв
к покаянию
всегда
актуален. С
этого так же
начал Свою
проповедь
Господь.
Этот
призыв
относится и к
нам. Покаяние
ещё
называется
вторым
крещенем.
Крещение
должно быть
только один
раз в жизни.
Но люди удобопреклоны
ко греху и
часто совершаютъ
их даже не
подозревая, поэтому
таинство покаяния
– большая
милость Божия.
Будем
пользоваться
этой
милостью,
чтобы и намъ
получить
спасение.
Аминь.