Неделя 6-я
по Пасхе. О
слепом. Ин.
(зач. 34) 2012
Христос
Воскресе!
Мы
слышали
сегодня
Евангельское
чтение, повествующее
об исцелении
слепорожденного.
Обычно
Господь
исцелял
словом, но
иногда это
делал как бы
прикровенно.
Вот и на этот
раз Господь
плюнул на
землю и
сделал из
пыли некое
брение, т.е. грязь,
и помазал им
глаза
слепому,
велел ему
идти к
Силоамскому
источнику и
там умыться.
Исполнив
повеленное,
слепой
тотчас прозрел.
Весть об
этом чуде
быстро
распространилась
по
Иерусалиму и
стала
предметом всеобщего
разговора.
Прозревшего
привели к фарисеям.
Но фарисеи и
старейшины
израилевы с
самого
начала не
возлюбили
Господа и на
этот раз они
не хотели
поверить. Они
стали
распрашивать
слепого,
потом его знакомых
и родителей,
чтобы найти в
этом что-нибудь
такое, что
могло бы
подвести под
сомнение истинность
совершенного
чуда, но факт
оставался
фактом.
Единственное
к чему они
могли придраться
– это было то,
что чудо было
совершено в
субботу, и
они сказали: «Несть
сей от Бога,
яко субботу
не хранит». Но
не все были
согласны с
этим: «Како
может
человек
грешен
сицева
знамения
творити». И
исцелённый
разсуждал
просто: «Вемы
же, яко
грешники Бог
не послушает;
но аще кто
богочтец
есть и волю
Его творит,
того
послушает».
При всех
этих
разговорах и
допросах
исцелённый ещё
не знал, кто
его исцелил.
Когда
Господь увидел
мужество
исцелённого,
то встретив
его спросил: «Ты
веруеши ли в
Сына Божия?»
Узнавши, Кто
исцелил его,
он
поклонился
Ему как Богу.
По этому
случаю
Господь
сказал: «На
суд Аз в мир
сей приидох,
да невидящии видят,
и видящии
слепы будут».
Фарисеи
поняв, что
это
относится к
ним, сказали: «Еда и
мы слепы
есмы?» По
этому поводу
Господь
сказал: «Если
бы вы были
слепые, то
греха не
имели бы, но
вы говорите,
что видите,
по-этому грех
ваш
пребывает в
вас». Здесь Господь
говорит о
духовной
слепоте
фарисеев.
Весь ужас
слепоты
духовной
заключается
в том, что
человек не
сознает
этого.
Каковы
причины
духовной
слепоты?
Гордость,
зависть и
злоба.
Гордость
препятствует
человеку
видеть свои
недостатки, а
зависть и
злоба препятствуют
видеть чужие
добродетели.
Фарисеи в
своей
гордости не
сознавали
своего неввежества,
а зависть и
злоба по
отношению к
Божественному
Учителю
делали то,
что даже в
великие Его
дела
истолковывали
в дурном
смысле. Это
произошло с
фарисеями, но
нередко
подобное
бывает и с
нами.
Каждый из
нас в той или
иной мере
причастен гордости,
которая
препятствует
нам видеть
свои немощи и
недостатки, а
если у нас
появляется
недоброжилательство
по отношению
к какому-либо
человеку, то
это чувство
закрывает от
нас добрые
стороны его
характера, и
мы
видим в нём
преимущественно
плохое, вещи
представляются
нашему
сознанию
превратно, и
мы становимся
духовными
слепцами.
Каким же
образом мы
можем
избавиться
от духовной
слепоты?
Гордость
будем
препобеждать
смирением,
которое
откроет наши
глаза на наши
недостатки, а
по отношению
к ближнему мы
должны
воспитывать
в себе
кротость,
снисхождение
и любовь, которые
откроют нам
глаза на
добрые
стороны его.
Духовная
зрячесть во
многих
случаях – это
своего рода
духовная
разсудительность
главным
образом о
том, что
является
главным в
нашей жизни и
как мы должны
её направлять,
чтобы она
была для нас
спасительной.
Господу
угодно было
не сразу
подать исцеление
слепому, но
послать его к
Силоамскому источнику.
Для нас же
Силоамским
источником является
Святая
Церковь в
которой
обильным
потоком
течёт
благодать
Божия.
Подражая
слепцу, будем
прибегать к
этому
духовному
источнику Св.
Церкви, чтобы
отмыть нам
греховную
грязь с
нашего ума,
наших чувств,
наших
пожеланий и
нашей
совести,
чтобы ясен нам
был
спасительный
путь, ведущий
в Царство Небесное.
Аминь.