Нед. 4-я
Великого
Поста, 2012
Мы
слышали
сегодня
Евангельское
чтение о том,
как один
человек
подвёл ко
Господу своего
бесноватого
сына, прося
исцелить его.
В его просьбе
чувствовалась
неуверенность
в
возможности
исцеления,
так как он
перед этим
просил
учеников об
исцелении, но
ученики не
смогли
изгнать беса.
Это
обстоятельство
возмутило
Господа и Он
сказал: «О,
роде неверный
и развращенный,
доколе в вас
буду, доколе
терплю вы»,
Мр.9, 19, и сказал
отцу
бесноватого
отрока: «Если
сколько-нибудь
можешь
веровать, всё
возможно
верующему».
Тогда бедный
отец
воскликнул: «Верую
Господи!
Помоги моему
неверию». И
Господь
тогда
исцелил его
бесноватого
сына.
Этот
случай
показывает
наличие
нечистой силы
со злой
волей. Она вторгается
в жизнь
человеческую,
стараясь
отторгнуть
от
спасительного
пути, а иногда
по попущению
Божию
вселяется в
самого
человека.
Ученики
наедине
спросили
Господа,
почему они
не
смогли
изгнать беса?
«За
неверие
ваше»,
–
сказал
Господь. «Аминь бо
глаголю вам,
аще имате
веру яко зерно
горушно
(горчично), и
речете горе
сей, прейди
отсюду тамо,
прейдет», Мф. 17, 20
А затем
прибавил: «Сей род
ничим же
может изыти,
токмо
молитвою и
постом», Мр. 9, 29;
Мф. 17, 21.
Главное
условие чуда
– это вера.
Вера является
приемником
благодати
Божией,
которая творит
чудеса.
Почему
Господь
сначала сказал,
что ученики
не смогли
изгнать
нечистого
духа за
неверие, а
потом
добавил, что
этот род
изгоняется
только
постом и молитвой?
Есть ли какая
связь между
силой веры и
постом с
молитвой? Да,
конечно,
есть. Сила веры
зависит от
внутренней
чистоты души.
Чистота души
приобретается
только через
подвиг, а
орудие этого
подвига –
пост и молитва.
Пост нужен
для тела, а
молитва для
души. Пост
сдерживает
страсти и
утончает
тело, делает
его не
соперником
душе, а
помощником.
Если
постом и
молитвою
изгоняются
бесы, то
тауим же
образом
изгоняются
их детища –
нечистые
помыслы,
зависть,
клевета,
осуждение и
прочие грехи,
гнездящиеся
в нашем
сердце.
Когда
говорится о
посте, обычно
подразумевается
воздержание
от скоромной
пищи, но это
только
внешняя
сторона.
Святая
Церковь учит:
постимся
телесне,
постимся и
духовне. Насколько
душа важнее
тела,
настолько же
пост духовный
важнее и
приятнее
Богу: это
воздержание
от разных
грехов.
То же
самое нужно
сказать и о
молитве: это
участие ума и
сердца, а то
часто бывает
уста говорят
молитву, а ум
и мысли в
другом месте.
Поскольку
Святая
Четыредесятница
посвящена
подвигу
поста и
молитвы, то в
связи с этим
мы совершаем
память
преподобного
Иоанна
Лествичника,
великого
учителя
подвижничества.
Он написал
книгу под
названием «Лествица»,
в которой
изобразил
духовное
восхождение
по ступеням
духовного
совершенства.
В основании
этой
духовной
лествицы, по
преподобному
Иоанну, лежит
добродетель –
отвержение
всего
земного, а на
верху её – Бог
любви. Эта
лествица
имеет 30
ступеней, по
числу лет
Господа, как
мужа
совершенного,
когда Он
вышел на проповедь.
Каждая
сгупень
обозначает
победу над
какой-нибудь
страстью и
приобретение
соответствующей
добродетели.
Конечно,
эта книга
написана для
монашествующих,
так как в
основании
этого
духовного восхождения
лежит
добродетель –
отвержение
всего земного.
Однако и
мирянам
также
восходить
нужно по
ступеням,
ведущим в
Царство
Небесное, разумеется
конечно, в
соответствии
с условиями и
возможностями
их жизни.
Итак,
будем
стремиться
хотя бы в эти
дни Святой
Четыредесятницы
к подвигу
воздержания
и молитвы, насколько
это возможно
в условиях
мирской жизни,
чтобы
изгнать из
себя всякую
нечистоту
греховную.
Будем
уможать веру
через
воздержание
и молитву,
чтобы не
услышать нам
грозный глас
Господа: «О, роде
неверный и
развращенный,
доколе
терплю вас»,
но наоборот,
чтобы
услышать нам
ободряющие
слова,
которые Он
говорил,
когда
кто-либо
высказывал
сильную веру:
«Дерзай,
вера твоя
спасла тебя».
Аминь.