О
Закхее, 2013 г. Лк.
зач. 94
Мы
слышали
сегодня
Евангельское
чтение о Закхее
мытаре,
который
представляет
собой как
образец
покаяния.
Покаяние
является
важным
элементом
нашей
церковной и
духовной
жизни. Это
можно
сравнить с
уборкой дома.
Как часто мы
убираем, один
раз в неделю
или один раз
в году? Хотя я
видел в одном
месте было
написано –
чисто не там,
где убирают,
а там, где не
сорят. Но всё
равно сор
незаметно
появляется.
То же самое
можно
сказать и о
грехах. Как
пыль
проникает в
разные щели,
так и грех
проникает в
нашу душу,
загрязняя её,
если мы
недостаточно
внимательны
к нашей
внутренней
жизни.
Закхей
слышал о
Христе,
проповедавшем
о Новой
Жизни, и о Его
чудесах и
пожелал
увидеть Его,
а потому
зашёл
наперёд и
взлез на
дерево
(ягодичина),
так как
ростом был
мал, чтобы
видеть
проходящаго
Спасителя. Но
Господь уже
видел
перемену в
бывшем начальнике
мытарей, и
подойдя к
нему сказал:
«Днесь в дому
твоем
подобает Ми
быти». И Закхей
с радостию
принял
Спасителя, и
сказал: «Се, пол
имения моего,
Господи, дам
нищим, и аще кого
чим обидех,
возвращу
четверицею».
Этой
последней
фразой
Закхей
признал себя
вором, так
как согласно
Ветхозаветного
закона,
укравший
вола или
овцу, должен
вернуть в
четыре раза
больше
собственнику.
Среди людей
слышался
ропот, по
поводу того,
что Господь
вошёл в дом к
грешному
человеку, так
как мытари
собирали
подать для
Римского
языческого
государства.
Но Господь
сказал: «Днесь
спасение
дому сему
бысть, зане и
сей сын
Авраамль
есть. Прииде
бо Сын
человечь взыскати
и спасти
погибшаго».
Покаяние
Закхея – это
образец
истинного покаяния,
которое не
ограничивается
только
безплодным
сожалением,
но старается
загладить
грехи
противоположными
им
добродетелями.
Искреннее
покаяние
всегда имеет
две стороны:
отрицательную
и
положительную.
Отрицательная
сторона
заключается
в том, чтобы не
делать зла, воздерживаться
от него, а
положительная
сторона
заключается
в том, чтобы
делать добро.
Душа
не терпит
пустоты. Если
мы хотим
освободиться
от какой-либо
страсти, мы
должны душу
заполнить
противоположной
добродетелью,
иначе
страсть
может
вернуться
ещё с большей
силой, и
справиться с
ней уже будет
не под силу.
Или как
говориться в
Евангелии:
когда
нечистый дух
выйдет из
человека и
начнёт
бродить
повсюду и не
найдёт себе
места, тогда
говорит себе,
обращусь
обратно в
свой дом. И
возвратившись,
найдёт его не
занятым,
подметеным и
убранным.
Пойдёт
возьмёт с
собой семь
духов,
лютейших
себя, и
живут там, и
будет
человеку
тому хуже
первого.
Поэтому
не будем
откладывать
исповедь в наших
грехах,
полагая, что
ещё есть
время, но подобно
начальнику
мытарей
Закхею, который
покаялся
пред
Спасителем в
своих
злоупотреблениях,
и на это
Господь
сказал ему: «Днесь
спасение
дому сему
бысть». И нам
тоже
хотелось бы
услышать
подобные слова
о спасении,
но это
зависит от
нашего
усердия, в
чём да
поможет нам
Господь.
Аминь.