Как должно молиться в церкви
Православные христиане приняли от Святых Отец и исполняют во всем мире следующие обычаи:
1. Войдя в храм и осеняя себя крестным знамением, творят три малых поклона, произнося:
1. Войдя в храм и осеняя себя крестным знамением, творят три малых поклона, произнося:
"Создавый мя, Господи, помилуй".
"Боже, милостив буди мне грешному".
"Без числа согреших, Господи, прости мя".
2. Затем, поклонившись направо и налево, стоят на месте и слушают псалмы и молитвы, читаемые в церкви, но не говорят про себя иных, собственных молитв, и не читают их по книжкам отдельно от церковного пения, ибо таких осуждает св. апостол Павел, как удаляющихся от церковного собрания (Евр. 10. 25).
3. Поклоны малые и великие должно творить не по своему произволению, а по установлению св. апостолов и св. отец. Именно: при чтении Трисвятого ("Святый Боже"), "Приидите, поклонимся" и троекратного "аллилуиа" трижды осенить себя крестным знамением, совершая малые поклоны; так же и при чтении "Сподоби , Господи", а равно и в начале великого славословия ("Слава в вышних Богу") и после слов священника: "Слава Тебе, Христе Боже, упование наше". После каждого возгласа священника, а также при чтении чтецом "Честнейшую Херувим" осенять себя крестным знамением и творить малый поклон.
Во дни будничные творить земные поклоны на литургии: а) при начале пения "Достойно и праведно"; б) когда оканчивается молитва "Тебе поем"; в) в конце молитвы "Достойно есть" или Задостойника; г) в начале молитвы "Отче наш"; д) при изнесении св. Даров для причастия е) и при словах "Всегда, ныне и присно". Hа утрени или всенощной, когда возглашается: "Богородицу и Матерь Света в песнех возвеличим".
Во дни воскресные, а также от дня св. Пасхи до вечера дня св. Троицы, а равно от дня Рождества Христова по день Крещения, также в день Преображения и Воздвижения святые апостолы воспретили вовсе преклонять колена и творить земные поклоны, как о том свидетельствует св. Василий Великий в послании к блаженному Амфилохию. То же самое утвердили и Вселенские соборы I и VI; ибо воскресные и прочие Господские праздники содержат воспоминание о нашем примирении с Богом, по слову Апостола: "Уже неси раб, но сын" (Гал. 4, 7); cынам же не подобает рабское поклонение творити.
4. Православным христианам не свойственно стоять на коленях, поднявши голову, но при словах священника: "Паки и паки, преклонше колена" и проч. повергаться ниц на землю; обычай же становиться на колени по собственному произволению, складывать руки и бить себя в грудь воспринят от западных еретиков, а в Православной Церкви недопускается. Православные христиане, согласно Уставу церковному, в положенное время творят земные поклоны, повергаясь ниц и снова становясь на ноги.
5. Когда в церкви осеняют народ крестом или Евангелием, образом или Чашей, то все крестятся, преклоняя главу, а когда осеняют свечами или благословляют рукой, или кадят к предстоящим, то православным христианам не должно креститься, а только наклонить голову; лишь в Светлую седмицу Пасхи, когда кадит священник с Kрестом в руке, то все крестятся и говорят: "Воистину воскресе". Так должно различать поклонение пред святыней и пред людьми, хотя и в священном сане.
6. Принимая благословение священника или епископа, христиане целуют его десницу, но не крестятся перед этим. Не должно целовать у духовных лиц левую руку, ибо сие свойственно только иудеям, но правую, через которую передается благословение.
7. Крестное же знамение, по учению cвятых oтец, должно совершать так: сложив троеперстно правую руку, возлагать ее на лоб, на чрево, на правое плечо и на левое, и потом уже, положив на себя крест, наклоняться; o тех же, которые знаменуют себя всей пятерней или кланяются, не окончив еще креста, или машут рукой по воздуху или по груди своей, сказано в Златоусте: "Тому неистовому маханию беси радуются". Напротив, крестное знамение, совершаемое истово с верою и благоговением, устрашает бесов, утишает греховные страсти и привлекает Божественную благодать.
Правила о поклонах и крестном знамении
В православном храме верующие полагают поклоны не самочинно, когда вздумается, а согласно церковному уставу. Ниже перечислены коротенькие правила когда и как положено кланяться во время богослужения.
Креститься без поклонов
- В середине шестопсалмия на "аллилуиа" (3 раза)
- В начале пения Символа Веры со слов "Верую..."
- На отпусте: "Христос истинный Бог наш"
- В начале чтения Св. Писания: Евангелия, апостолов и паремий. Со слов "Вонмем!" положено перекреститься и наклонить голову. Св. Писания слушаются со склоненной головой.
Креститься с поясным поклоном
- При входе в храм и при выходе из него (3ри раза)
- При каждом прошении ектении после пения «Господи, помилуй», «Подай, Господи», «Тебе, Господи».
- При возгласе священнослужителя, воздающего славу Святой Троице.
- При возгласах «Приимите, ядите», «Пийте от нея вси», «Твоя от Твоих».
- При словах «Честнейшую Херувим».
- При каждом словe «поклонимся», «поклонение», «припадем».
- Во время слов «Аллилуиа», «Святый Боже» и «Приидите, поклонимся» и при возгласе «Слава Тебе, Христе Боже», перед отпустом — по 3 раза.
- На каноне на 1-й и 9-й песни при первом взывании к Господу, Божией Матери или святым. После каждой стихиры (причем, крестится тот клирос, который оканчивает петь).
- На литии после каждого из первых трех прошений ектении — по 3 поклона, после двух остальных — по одному
Креститься с земным поклоном
- В пост при входе в храм и при выходе из него (3 раза).
- В пост после каждого припева к песне Богородицы «Тя величаем».
- В начале пения «Достойно и праведно есть».
- После «Тебе поем».
- После «Достойно есть» или Задостойника.
- При возгласе: «И сподоби нас, Владыко».
- При выносе Святых Даров, при словах «Со страхом Божиим и верою приступите», и второй раз - при словах «Всегда, ныне и присно».
- В Великий пост, на Великом повечерии, при пении «Пресвятая Владычице» на каждом стихе; при пении «Богородице Дево, радуйся» и проч. на великопостной вечерне совершаются три поклона.
- В пост, при молитве «Господи и Владыко живота моего»
- В пост при заключительном пении: «Помяни мя, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем». Всего 3 земных поклона.
Поясной поклон без крестного знамения
- При словах священника «Мир всем», «Благословение Господне на вас», «Благодать Господа нашего Иисуса Христа», «И да будут милости Великаго Бога»
- При словах диакона «И во веки веков» (после возгласа священника «Яко свят еси, Боже наш» перед пением Трисвятого).
- Во время псалмов.
- Вообще во время пения.
- Во время ектений тому клиросу, который поет ектенийные припевы
- Креститься и класть поклоны нужно по окончании пения, а никак не при последних словах.
Не допускается земных поклонов
Во дни воскресные, в дни от Рождества Христова до Крещения, от Пасхи до Пятидесятницы, в праздник Преображения и Воздвижения (в сей день три земных поклона Кресту). Поклоны прекращаются от вечернего входа под праздник до "Сподоби, Господи" на вечерне в самый день праздника.